ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТУРИЗМ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Ключевые слова:
библиометрический анализ, креативные индустрии, креативная экономика, научные и исследовательские тренды, экономика туризма, рынок туристских услуг, креативный туризм.Аннотация
В данной научной статье представлен библиометрический анализ исследований в области креативной экономики и креативных индустрий, основанный на данных наукометрической базы Web of Science. Было проанализировано 1356 и 4121 работ в рамках поисковых запросов «creative economy» и «creative industries» соответственно. Авторы использовали методы библиографического анализа, кластеризации и графической интерпретации для выявления ключевых научных трендов, динамики публикационной активности и структуры цитируемости в рамках исследуемой научной проблематики. В рамках первого поискового запроса (по ключевому слову «creative economy») было получено 6 фрейм-кластеров, характеризующих ключевые тренды в рамках изучения публикационной активности по исследуемому критерию: первый - «культурные аспекты и занятость в креативной экономике»; второй - «культурное наследие, культурный туризм и влияние пандемии COVID-19 на развитие креативного сектора экономической активности»; третий - «экономика культуры, искусство, креативные города и создание кластерных структур»; четвертый, отражающий аспекты агломерации, экономического роста территорий; пятый, характеризующий вопросы ответственного потребления; шестой, объединяющий работы, раскрывающие возможности формирования конкурентных преимуществ компаниями, представляющими креативный сектор. Визуализация ключевых слов, связанных с креативными индустриями (при построении фрейм-кластеров), демонстрирует их междисциплинарный характер, охватывая экономические, инновационные, урбанистические, культурные, социальные и технологические аспекты. Кроме того, публикации, входящие во фрейм-кластеры, подчеркивают роль развития цифровых навыков, коммуникации и генеративного ИИ, указывая на растущее влияние технологий в развитии креативных индустрий. Помимо этого, авторами были выявлены ключевые тенденции в рамках анализируемой публикационной активности, влияющие на развитие туристской отрасли, включая развитие креативного туризма.