ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В ТУРИСТCКОЙ ОТРАСЛИ

Авторы

  • К. ТУКИБАЕВА Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
  • K. МУССИНА Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
  • А. ГИЗЗАТЖАНОВА Есильский университет
  • Н. ЖОЛМАНОВА Международный университет туризма и гостеприимства

Ключевые слова:

инновационная экосистема, драйверы инноваций, инновации в туризме, обмен знаниями, нетворкинг, ресурсы, проект.

Аннотация

В статье исследуются проблемы формирования и развития инновационной экосистемы в туристской отрасли в Республике Казахстан с целью разработки практических рекомендаций по устранению пробелов в исследуемых областях. Обозначенная проблематика имеет высокую актуальность и важность для Казахстана, так как инновационная экосистема представляет собой совокупность взаимоотношений, связанных с разработкой, распространением и использованием научных инноваций в деловой туристской практике. В свете вышеизложенного, используя комплексный подход, включающий обширный обзор литературы и статистический метод анализа данных, проведенное исследование оценивает текущее состояние развития инновационной экосистемы в туристской отрасли Казахстана, выявляя области для усиления вовлеченности туристской отрасли в инновационный процесс. В статье проанализированы инновационное развитие Республики Казахстан, траектория рейтинга Казахстана в Глобальном инновационном индексе за последние 15 лет, также факторы, способствующие эффективному развитию инновационной экосистемы. Проведённое исследование свидетельствует о низком уровне инновационной активности в туристской отрасли Казахстана и её слабом вовлечении в процессы инновационного развития. Среди основных проблем можно выделить ограниченное финансирование, нехватку квалифицированных специалистов, слабую инфраструктуру и недостаточно развитые сетевые взаимодействия. Авторами обозначены ключевые элементы и параметры успешной инновационной экосистемы, дано обоснование необходимости формирования и развития инновационной экосистемы в туризме, который, формируется на различных уровнях в зависимости от поставленных задач и имеющихся потенциальных возможностей.

Опубликован

2025-03-30